Поставлена ли точка в вопросе правомерности создания хозяйственных обществ с участием государства или муниципальных образований вне законодательства о приватизации?
А.С.Жуков Заместитель
председателя Регионального отделения ФКЦБ России
в Южном федеральном округе
Поставлена ли точка в вопросе правомерности
создания хозяйственных обществ с участием государства или муниципальных
образований вне законодательства о приватизации?
Тема участия государства и муниципальных образований в уставных
капиталах хозяйственных обществ является широко обсуждаемой в контексте де
бюрократизации Российской экономики. Много говорится о банковской сфере, и о
целеосообразности участия государства в тех или иных отраслях экономики или на
тех или иных предприятиях. Однако, автору известно немного публикаций, связанных
с правовой оценкой участия государства и муниципальных образований в уставных
капиталах хозяйственных обществ. Толчком для
необходимости систематизировать свои мысли по этому вопросу стало вступление в
силу 26 апреля 2002 года Федерального Закона «О приватизации государственного и
муниципального имущества» № 178 ФЗ. Для упрощения вопроса остановимся на
акционерных обществах и исключим из нашего исследования кредитные организации
(ст.96 ГК РФ устанавливает, что особенности правового положения кредитных
организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их
акционеров, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных
организаций). Начать исследования нужно с Гражданского
Кодекса РФ и первое, что мы там обнаруживаем это часть 3 пункта 4 в ст.66, где
установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления не
вправе выступать участниками хозяйственных обществ (в том числе акционерных
обществ), если иное не установлено законом. Аналогичная норма обнаруживается в
ст.10 ФЗ «Об акционерных обществах». Что же осталось?
Осталось обнаружить закон, который наделяет правом государственные и
муниципальные органы участвовать в создании хозяйственных обществ. (Здесь и
далее под государственными и муниципальными органами следует понимать органы
власти и управления, к ним не относятся государственные (муниципальные)
предприятия и государственные (муниципальные) учреждения. Что касается
государственных (муниципальных) учреждений, то на самом деле данная оговорка
более сложна, но об этом чуть позже). И таким законом
является закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» №
178 ФЗ (А до него соответственно ФЗ № 123 «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества»). Что же мы имеем
на практике? На практике мы имеем письмо Госкомимущества от 09.01.1997 №
АР-19/74 «Об участии комитетов по управлению государственным имуществом
субъектов РФ в учреждении хозяйственных обществ». Необходимо полностью
согласиться с первыми двумя абзацами данного письма. В первом абзаце идет
констатация запрета рассматриваемого нами выше, второй абзац выделяет:
«Исключение из этого правила составляют только случаи учреждения комитетами по
управлению государственным имуществом акционерных обществ в процессе
приватизации в соответствии с законодательством о приватизации в Российской
Федерации». По мнению автора, все остальные абзацы относятся к случаю: «когда
нельзя, но очень хочется». Вводится тезис, что из смысла ст. 124 и ст. 125 ГК РФ
усматривается, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные
образования могут выступать участниками хозяйственных обществ не в процессе
приватизации, а на «общегражданских» основаниях, установленных в 4 главе ГК РФ.
Эта позиция безусловно понравилась всем, и нашла широкое отражение в практике. У
автора этих заметок имеется письмо Министерства Юстиции РФ № 04-423 от
14.05.1999 в адрес одной из юридических консультаций, в котором оговариваясь,
что Министерство Юстиции не разъясняет законодательство и практику его
применения, разъясняет, что ст. 66 ГК РФ в соответствующей части касается только
органов государства и муниципальных образований, но не касается самого
государства и местного самоуправления. В частности, содержится тезис: «Такое
ограничение не установлено в случае участия органов местного самоуправления от
имени муниципального образования». Попробуем разобраться
в этих тезисах. Ну, во-первых, из смысла ст. 125 ГК РФ усматривается, что
государственные органы и оргны местного самоуправления всегда действуют от имени
государства (муниципального образования). Но дело даже не в этом. Забывается о
существовании ст. 217 ГК РФ, в которой установлено «имущество, находящееся в
государственной или муниципальной собственности, может быть передано его
собственникам в собственность граждан и юридических лиц в порядке,
предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального
имущества». Вроде бы ни кого не вызывает сомнения, что внесение имущества в
уставной капитал хозяйственного общества (оплата акций акционерного общества)
означает передачу собственности от государства (муниципального образования) в
частную собственность (собственность хозяйственного общества). Это очевидно
вытекает из части 1 той же ст. 66 ГК РФ. Таким образом, с точки зрения ст. 217
ГК РФ передача имущества в уставной капитал хозяйственных обществ может
осуществляться только в порядке, определенным законами о приватизации
государственного и муниципального имущества. (Вообще говоря, под имуществом в ГК
РФ понимаются и деньги – ст. 128 ГК РФ, но эту тему мы рассмотрим ниже).
Плюс к этому, необходимо отметить, что в соответствии с
пунктом 9 ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал
определяется как способ приватизации. (Аналогичная норма содержалась в пункте 1
ст. 16 предыдущего закона о приватизации). Таким образом, следует признать, что
передача государственного и муниципального имущества в уставные капиталы
акционерных обществ (хозяйственных обществ) и соответственно участие государства
и муниципалитетов возможно только в порядке, определенном законодательством о
приватизации. Несколько оговорок. Государственные
(муниципальные) унитарные предприятия выступают участниками хозяйственных
обществ в порядке, предусмотренном ст. 295 ГК РФ. На них не распространяются
рассуждения, приведенные нами ранее. Казалось бы в этом
смысле учреждения ничем не отличаются от государственных (муниципальных)
унитарных предприятий. Часть 4 ст. 66 ГК РФ устанавливает «финансируемые
собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и
вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено
законом» (выделено автором). Не все обращают внимание на одно обстоятельство. В
части не противоречащей закону «О приватизации государственного и муниципального
имущества» продолжает действовать государственная программа приватизации
государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ №
2284 от 24.12.1993. Это известный факт. Но не всегда обращается внимание, что в
соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента РФ № 1598 от 07.10.1993 «О
правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ» выше
названная Госпрограмма имеет силу закона. (Не случайно она вступила в силу за
день до вступления в силу Конституции РФ). Ст. 5.18.4. Госпрограммы гласит: «Не
допускается создание, а также внесение имущественных вкладов в уставной капитал
предприятий любых организационно-правовых форм любыми органами государственной
власти и управления, местного самоуправления, государственными и муниципальными
учреждениями, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов
имущества». Таким образом, имеет право на существование
точка зрения по которой на сегодня сохраняется законодательный запрет на участие
государственных (муниципальных) учреждений в хозяйственных обществах, в том
числе, акционерных обществах. По-видимому, исходя, в том числе и из этих
положений Госпрограммы приватизации, Судья Высшего Арбитражного Суда РФ Шапкина
Г.С. в своем докладе «Некоторые вопросы применения корпоративного
законодательства» (Вестник ВАС РФ 1999 № 5) указывает: «Не вправе быть
участниками хозяйственных обществ государственные органы и органы местного
самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Этот запрет распространяется
на любые органы государственной власти – законодательной, исполнительной и
судебной действующей на федеральном и на региональном уровнях. Исключение
сделано для органов по управлению государственным и муниципальном имуществом и
фондов имущества». Эти рассуждения рождают еще одно
умозаключение. Далеко не всегда допустимо государственные органы и органы
местного самоуправления создавать в форме учреждения. Отличие органов
самоуправления (как и государственного органа) от некоммерческой организации
заключается в том, что орган всегда действует от имени соответствующего
образования в пределах своей компетенции (пункт 1, 2 ст. 125 ГК РФ), а
некоммерческая организация (учреждение) является самостоятельным субъектом в
складывающихся отношениях (ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Автор
встречал грамотно написанные уставы муниципальных образований, где эти вопросы
грамотно прописаны. Осталось разобраться с ситуацией,
когда приобретение пакетов акций государством и муниципальными образованиями
осуществляется за счет финансовых ресурсов (денег). Несмотря на то, что как
указывалось выше ГК РФ под имуществом понимает и деньги, очевидно, что данная
ситуация законом о приватизации не регулируется. Государственные и муниципальные
деньги регулируются законодательством о бюджете. В частности, во исполнение ст.
22 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» постановлением Правительства РФ от
17.08.1998 № 967 утвержден Порядок передачи в государственную собственность
акций (паев) открытых акционерных обществ на сумму средств в размере 50% доходов
от акцизов на виноградные вина (включая игристые и шампанские) и коньяк,
оставляемых этим обществом на развитие виноградарства. Обращает на себя
внимание, что государство готово участвовать только в открытых акционерных
обществах. Это и понятно, при принятии решения о приватизации этих акций у
государства должны быть развязаны руки. Реализация ст.
125 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» осуществляется в порядке,
определенном постановлением Правительством РФ от 01.06.1998 № 548 «О порядке
выделения средств из федерального бюджета на 1998 год негосударственным
коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации
либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих
организациях». Здесь также речь идет только об открытых акционерных обществах.
Именно такие случаи регулирует часть 4 ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах»
Подведем краткий итог. Государство и муниципальные
образования через свои органы могут выступать участниками акционерных обществ в
порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального
имущества». Это происходит в том случае, если в порядке, предусмотренном этим
законом принято соответствующее решение и оплата акций осуществляется имуществом
в том числе правом пользования имуществом. В том случае,
если государством или муниципальным образованием предполагается приобретение
акций за деньги, то это может быть сделано в порядке, предусмотренном
законодательством о бюджете, при этом участниками они могут быть только в
открытых акционерных обществах. Государственные
(муниципальные) унитарные предприятия выступают участниками хозяйственных
обществ с согласия собственника. Автор не рекомендует
собственникам давать согласие на участие финансируемых им государственных
(муниципальных) учреждений в хозяйственных обществах (акционерных обществах) до
момента отмены ныне действующей государственной Программы приватизации от 1993
года.
20.05.2002
Количество просмотров: 142
|