Постановление ФКЦБ России № 03-49/ПС: Изменение порядка раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.
Постановление ФКЦБ России № 03-49/ПС:
Изменение порядка раскрытия информации эмитентами ценных
бумаг.
Дмитрий
Оленьков,
заместитель генерального директора Интерфакс АКИ,
руководитель группы раскрытия информации
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Статья 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от
22.04.1996 устанавливает обязанность раскрытия информации для эмитентов в случае
регистрации проспекта ценных бумаг. Вступившее в силу 13 октября 2003 года
Постановление ФКЦБ России №03-32/пс, которым было утверждено Положение о
раскрытии информации эмитентами ценных бумаг (далее – Положение) прямо обязало
все компании, которые когда-либо регистрировали не только проспекты ценных
бумаг, но и проспекты эмиссии ценных бумаг, раскрывать информацию в форме
ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, тем самым проспект
эмиссии ценных бумаг был приравнен по значению к проспекту ценных бумаг.
Понятие «проспект ценных бумаг» пришло на смену «проспекту
эмиссии ценных бумаг» с принятием Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N
185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных
бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих
организациях". Федеральный закон изменил не только название документа, но и
значительно сократил перечень способов размещения ценных бумаг, при которых от
эмитента требуется подготовка проспекта ценных бумаг. Так, Федеральный Закон «О
рынке ценных бумаг» в редакции, действовавшей до принятия вышеупомянутых
изменений, предусматривал обязанность эмитентов регистрировать проспект эмиссии
ценных бумаг во всех случаях, когда номинальный объем эмиссии превышал уровень в
50 тысяч МРОТ.
Новая редакция Закона обязала регистрировать проспекты ценных
бумаг только в случае проведения открытой подписки или закрытой подписки среди
круга лиц, превышающего 500 приобретателей.
Таким образом, требования к регистрации проспекта ценных бумаг и
проспекта эмиссии различны, однако Постановление ФКЦБ России №03-32/пс от
2.07.2003 не дело никаких различий между эмитентами, регистрировавшими проспекты
эмиссии, и проспекты ценных бумаг.
Раскрытие информации – это законодательная норма, направленная в
первую очередь на защиту прав инвесторов на информацию. Однако целый ряд
компаний, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Постановлением ФКЦБ
России №03-32/пс, никогда не размещали ценные бумаги среди неограниченного круга
лиц и регистрировали проспекты эмиссии только из-за того, что номинальный объем
эмиссии ценных бумаг превышал 50 тысяч МРОТ. В результате под действие положения
попадали многие ЗАО, а также акционерные общества, по профилю своей деятельности
обязанные иметь существенный размер уставного капитала (например, банки,
страховые компании и профессиональные участники фондового рынка)
В соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ,
«состав, порядок и сроки раскрытия информации … определяются нормативными
правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных
бумаг.». В момент принятия Постановления ФКЦБ России №03-32/пс федеральным
органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг являлась ФКЦБ России.
Постановление было зарегистрировано Министерством юстиции РФ, которое не
усмотрело в расширении перечня оснований для раскрытия информации нарушения
закона.
Практика применения Положения в течении более чем четырех
месяцев выявила три основные проблемы в требованиях по раскрытию
информации:
- во-первых, по букве и духу Федерального Закона №39-ФЗ «О рынке
ценных бумаг», раскрытие информации должно было бы стать обязанностью эмитентов,
привлекавших реальные денежные средства у неограниченного круга лиц (открытая
подписка) или у ограниченного круга, но превышавшего 500 лиц (закрытая
подписка), а также тех эмитентов, акции которых обращаются на фондовых биржах
и/или организаторах торговли. Обязывать же публично раскрывать информацию
акционерные общества с достаточно небольшим количеством акционеров, у которых ни
одна эмиссия не проводилась по открытой подписке, было явным излишеством;
- во-вторых, из сферы действия Положения выпало огромное
количество юридических лиц, созданных при приватизации. Ранее, в соответствии с
пунктом 14 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с
одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об
организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий в акционерные общества», план
приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению
имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа
Президента РФ №721, наличие у эмитента плана приватизации формально не является
основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, что
косвенным образом нарушает права акционеров, поскольку в ходе приватизации в
большинстве случаев проводились открытые чековые аукционы, или акции
приватизированных предприятий распределялись среди весьма большого количества
работников;
- в-третьих, ФЗ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ установил только
одиннадцать случаев, в которых предприятие раскрывает информацию в форме
существенного факта. Существенные факты – это основной способ получения
оперативной информации о предприятии, и те одиннадцать видов существенных фактов
не закрывали полностью потребности рынка в оперативной информации. Так,
например, общество не обязано было оперативно раскрывать такую информацию, как
решения совета директоров, изменения в составе крупных акционеров, возбуждение в
отношении эмитента процедуры банкротства и ряд других важных корпоративных
событий.
Учитывая эти проблемы, ФКЦБ России разработало изменения и
дополнения к Положению о раскрытии информации и утвердило их 24 декабря 2003
года Постановлением ФКЦБ России №03-49/пс. Министерство юстиции зарегистрировало
данные изменения 2 марта 2004 года, с апреля поправки вступают в силу. Об
основных изменениях в порядке раскрытия информации – далее.
Какие эмитенты обязаны раскрывать информацию? Основные
изменения.
Постановление ФКЦБ России вносит существенные изменения в
критерии, по которым определяется, необходимо компании раскрывать информацию в
форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, или нет.
ВО-ПЕРВЫХ, компании, регистрировавшие в установленном порядке
проспекты эмиссии ценных бумаг в соответствии с редакцией Федерального закона «О
рынке ценных бумаг» №39-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 28
декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О
некоммерческих организациях", обязаны раскрывать информацию ТОЛЬКО в случае,
если проспект эмиссии предусматривал размещение ценных бумаг неограниченному
кругу лиц (открытая подписка), или ценные бумаги размещались по закрытой
подписке, но среди круга лиц, превышающего 500.
ВО-ВТОРЫХ, Постановление ФКЦБ России №03-49/пс от 24.12.2003
обязывает раскрывать информацию также эмитентов, являющихся акционерными
обществами, созданными при приватизации - в случае, если план приватизации
предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500
приобретателям либо неограниченному кругу лиц. В случае, если «приватизационный»
выпуск, который первоначально распределялся среди неограниченного круга лиц или
среди закрытого круга лиц, превышающего 500 приобретателей, аннулирован при
последующем дроблении, консолидации или конвертации в ценные бумаги с большей
(или меньшей) номинальной стоимостью, то обязанность по раскрытию информации
сохраняется в случае, если после дробления/консолидации либо конвертации
количество акционеров общества превышало 500.
В-ТРЕТЬИХ, обязанность по раскрытию информации появляется у
эмитентов, ценные бумаги которых обращались на торгах фондовых бирж и
организаторов торговли на рынке ценных бумаг на момент вступления в силу
Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении изменений в Федеральный
закон «О некоммерческих организациях», в случае если такие ценные бумаги не были
исключены из списков ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и/или у
иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Естественно, обязанность по раскрытию информации есть у тех
эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы
одного проспекта ценных бумаг.
Дополнительные требования по раскрытию информации для
акционерных обществ. Устав и внутренние документы АО.
Статья 92 Федерального Закона «Об акционерных обществах» дает
федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг полномочия
дополнительно определять сведения, подлежащие публичному раскрытию.
В соответствии с данными полномочиями, ФКЦБ России, являвшаяся
на момент регистрации Постановления ФКЦБ России №03-49/пс органом исполнительной
власти по рынку ценных бумаг, определила следующие дополнительные требования по
раскрытию информации:
Во-первых акционерные общества, обязанные раскрывать информацию
в форме ежеквартального отчета, обязаны также «раскрывать сведения о содержании
своих уставов и внутренних документов, регулирующих деятельность органов
указанных эмитентов, путем опубликования указанных документов на странице в сети
«Интернет»».
Также в случае внесения изменений в указанные документы
(принятия их в новой редакции), устав и внутренние документы с внесенными
изменениями должны быть опубликованы на странице в сети «Интернет» не позднее 3
дней с момента опубликования в сети «Интернет» сообщения о соответствующем
решении общего собрания акционеров.
Федеральный закон №208-ФЗ «Об акционерных обществах» не дает
подробной расшифровки понятия «внутренние документы», однако из системного
анализа Федерального закона об акционерных обществах можно сделать вывод, что к
внутренним документам относятся документы акционерного общества, регулирующие
деятельность органов акционерного общества (как органов управления, так и
органов контроля за финансово – хозяйственной деятельностью) (пп. 19 п. 1 ст. 48
Закона об АО), а также регулирующие те или иные аспекты деятельности
акционерного общества (например, порядок выбора аудитора и регистратора
акционерного общества, порядок определения размера выплачиваемых дивидендов,
порядок определения итогов финансово – хозяйственной деятельности акционерного
общества, порядок предоставления доступа к документам акционерного общества и
т.д.) (пп. 13 п. 1 ст. 65 Закона об АО). К внутренним документам относятся, в
частности:
- Положение о порядке подготовки и проведения Общего собрания
акционеров (ст. 49 п.5 ФЗ об АО)
- Положение о порядке созыва и проведения
заседаний Совета директоров (ст. 68 п.1. ФЗ об АО)
- Положение о порядке созыва и проведения заседаний
коллегиального исполнительного органа (ст. 70 п.1. ФЗ об АО)
- Положение о ревизионной комиссии (ст. 85 п.2 ФЗ об АО)
По формальному признаку к внутренним документам может относиться
любой документ общества, утверждаемый одним из его органов управления и
регулирующий внутреннюю деятельность общества. Некоторые дополнительные примеры
внутренних документов даны в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованного
к применению Распоряжением ФКЦБ России №421/р от 04.04.2002:
- Положение об информационной политике;
- Положение по использованию инсайдерской информации;
- Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной
деятельности общества ревизионной комиссией;
- Положение о дивидендной политике;
- Правила этики.
Вместе с тем, Положение об информационной политике может
устанавливать виды внутренних документов, относящихся к служебной и коммерческой
тайне и доступ к которым ограничен, в том числе и для акционеров – Положения о
подразделениях общества, Штатное расписание, отдельные виды приказов и
распоряжений Единоличного исполнительного органа.
Дополнительные требования по раскрытию информации для
акционерных обществ. Сведения, которые могут оказать существенное влияние на
стоимость ценных бумаг эмитента.
Для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в форме
ежеквартального отчета, вводится также новый тип событий, подлежащих раскрытию в
Ленте новостей – это «сведения, которые могут оказать существенное влияние на
стоимость ценных бумаг эмитента». Каких-то специальных форм, регламентирующих
составление данных сообщений, Постановление ФКЦБ России не содержит – в нем
перечислен лишь набор сведений, который должен содержаться в сообщении. В
качестве Приложения к данной статье автором разработаны примерные формы
раскрытия сообщений, которые [варианты – будут опубликованы в следующем номере
журнала/на Интернет-сайте журнала/на Интернет-сайте www.e-disclosure.ru в
разделе «Информационные материалы»}.
Постановление ФКЦБ России вводит 15 новых типов сообщений.
Это:
- Решения, принятые советом директоров (наблюдательным
советом)
- Изменения в размере участия в уставном капитале эмитента и/или
доли принадлежащих обыкновенных акций эмитента, его дочерних и зависимых обществ
лиц, входящих в органы управления эмитента
- Изменения в составе акционеров эмитента, владеющих не менее
чем 5% обыкновенных акций эмитента
- Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность
- Возбуждение в отношении эмитента и (или) его дочерних и
зависимых обществ процедуры банкротства
- Заключение эмитентом договора с фондовой биржей, на основании
которого осуществляется листинг ценных бумаг
- Включение ценных бумаг эмитента в список бумаг, допущенных к
торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, или исключение из данного
списка
- Получение разрешения ФКЦБ России на обращение и/или размещение
ценных бумаг эмитента за пределами РФ
- Выявленные существенные ошибки в ранее опубликованной и/или
раскрытой финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента
- Принятие эмитентом решения о применении МСФО или US GAAP для
целей подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента
- Ликвидация дочернего и/или зависимого общества эмитента
- Получение эмитентом или приостановление действия/отзыв у
эмитента разрешения (лицензии)
- Предъявление эмитенту, его дочерним и зависимым обществам
исковых заявлений, которые могут существенно повлиять на его финансовое
положение
- Изменение адреса страницы в сети «Интернет», используемой
эмитентом для раскрытия информации.
- Изменение в списке юридических лиц, в которых эмитент владеет
долей участия.
Данные сообщения имеют ряд отличительных особенностей:
Во-первых, эти сообщения, в отличие от существенных фактов, не
требуется публиковать в печатных средствах массовой информации. Раскрытие таких
сообщений должно осуществляться эмитентом путем ее опубликования в следующие
сроки с момента наступления соответствующего события:
- в ленте новостей - не позднее 1 дня;
- на странице в сети «Интернет» - не позднее 3 дней.
Также данные сообщения должны направляться эмитентом в
регистрирующий орган в письменной форме в срок не позднее 5 дней.
Во-вторых, в целом ряде случаев датой наступления события
является дата, «в которую эмитент узнал или должен был узнать» о наступлении
данного события, что дает акционерному обществу возможность оптимизировать и
контролировать процедуры раскрытия информации.
ИЗМЕНЯЮТСЯ СРОКИ РАСКРЫТИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Ранее информация компаний могла раскрываться в Лентах новостей
«в срок до 10.00 часов дня, в течение которого согласно настоящему Положению
осуществляется такое опубликование». В результате все новости компаний
раскрывались в лентах или до 10 часов утра, или после 7 вечера. Новая редакция
Положения разрешает компаниям, у которых есть ценные бумаги, обращающихся на
торгах организатора торговли, публиковать информационные сообщения в Лентах в
любое время, в том числе и в течении торгового дня.
Решение о том, публиковать сообщение в общем порядке, или же
раскрыть его во время торгового дня, принимает сама компания. При этом она
сначала обязана уведомить о своем решении организатора торговли, а уже потом, не
ранее чем через 30 минут, отсылать информацию в агентства.
Постановление также частично решает проблему с соблюдением
сроков раскрытия информации о государственной регистрации выпуска и о
государственной регистрации отчета об итогах выпуска. Ранее существовало
несоответствие между Положением о раскрытии информации и Стандартами эмиссии, в
соответствии с которыми документы, подтверждающие регистрацию выпуска ценных
бумаг или отчета об итогах выпуска, готовятся регистрирующим органом в
трехдневный срок. Положение о раскрытии требовало раскрывать информацию в
течении одного дня. В соответствии с внесенными изменениями, срок раскрытия
информации о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска в
Ленте новостей увеличен с одного дня до трех дней.
Количество просмотров: 130
|